Транспорт
Игорь Смелянский

2030: доставить за 60 минут

Игорь Смелянский, и. о. генерального директора ПАО "Укрпошта"

читать

Украина будет следовать глобальным мировым тенденциям развития, но с учетом своей специфики "страны маленьких городов и сел". Для 28 тысяч населенных пунктов, где проживают 16 млн наших граждан, будут необходимы современные способы доставки и финансовые услуги. У нас будут происходить такие же процессы урбанизации, как и в других странах, расти города-сателлиты мегаполисов. Умный дом, банковские услуги, телемедицина и электронная коммерция будут работать в интегрируемой связке.

Наряду с урбанизацией будет и противоположный тренд, где люди все больше хотят (и могут с учетом нового типа работ) работать удаленно в городе или в любой точке планеты. Это послужит дальнейшему развитию электронной коммерции, цифровых платежей и почтовых услуг. Люди стараются тратить больше времени на спорт, самообразование, досуг, личностное развитие и т. д. Откуда это время возьмется? За счет поездок в офис и за покупками. Уже сегодня многие работают удаленно, заказывая все то, что необходимо (от еды до химчистки) онлайн. И тут, конечно, на помощь приходит электронная коммерция с возможностями доставки от пары часов до пары дней.

Подпишитесь на канал DELO.UA

Чтобы делать более точные прогнозы предпочтений людей в покупке тех или иных товаров, все чаще учитываются поведенческие особенности и привычки тратить средства жителей разных городов, а не стран. Прогноз по принципу разделения на Европу, Африку и т. д. уже не актуален. Люди в Нью-Йорке гораздо более похожи на жителей Берлина и Дубая, чем Цинциннати. А поведение киевлян приблизительно такое же, как и у жителей Варшавы и Праги, а не, допустим, Полтавы. По уровню дохода на душу населения Украина, может быть, и похожа на Египет, но по образу жизни и привычкам они очень отличаются. Отличаются и покупательские привычки. И эти особенности уже учитывает один из крупнейших мировых маркетплейсов Ali Express, который в своем последнем отчете начал выделять именно города, а не страны. Так же будут поступать и другие лидеры рынка e-commerce. Это послужит толчком к строительству новых хабов, чтобы гарантировать быструю доставку внутри агломерации и между ними. То есть посылка из Варшавы в Киев может доехать быстрее, чем из Киева в Черновцы, хотя мы, конечно, будем делать все, чтобы и внутренние посылки доставлялись настолько же оперативно.

С увеличением рынка e-commerce, соответственно, будет набирать обороты и рынок почтово-логистических услуг.

Во-первых, продолжит развиваться и трансформироваться курьерская доставка, будут использоваться альтернативные транспортные средства. Люди станут все больше  отдавать предпочтение доставке посылки курьером, нежели забирать ее в почтовом отделении. При этом с развитием урбанизации доставлять посылки будут не в часы-пик. Уже сейчас крупные мировые мегаполисы перегружены количеством авто, которые провоцируют огромные заторы. Поэтому доставка товаров будет производиться до хабов, расположенных возле мегаполиса, а оттуда их будут доставлять получателям в период, когда загруженность автомобильных трасс будет наименьшей. Например, в позднее время суток.

Во-вторых, почтоматы внутри жилых домов станут стандартом удобства доставки посылок, и клиенты смогут забрать товары в удобное для них время. Кроме того, жилые дома будут обустраивать холодильными камерами, где можно будет забрать заказанные онлайн продукты. Тренд развития e-commerce доставка еды, набирающий популярность в США и Британии, распространится и в других странах.

В-третьих, будет сокращаться срок доставки. Все больше товаров можно будет заказать и получить в кратчайшие сроки, счет пойдет не на дни, а на часы.

Тренд развития e-commerce говорит о том, что рынок логистики ожидает бурный рост, а значит, повысится и уровень конкуренции, и, соответственно, качество сервиса операторов. Мы к этому готовы, и именно это делает работу "Укрпошты" интересной. Это ведь большая удача — быть в нужное время.

читайте также